|
Скачать Гарантия | |
Код работы: | 26932 | |
Дисциплина: | Филология | |
Тип: | Дипломная | |
Вуз: | ОмГПУ - посмотреть другие работы и дисциплины по этому вузу | |
Цена: | 590 руб. | |
Просмотров: | 1722 | |
Выложена: | 23 августа 2017г. | |
Содержание: |
Содержание Введение 2 Глава 1 Теоретико-методологические аспекты проблемы развития дискурсивного мышления на уроках развития речи в курсе русского языка 5 1.1 Сущность понятия «дискурсивное мышление» 5 1.2 Соотношения понятий «дискурсивное мышление» и «развитие речи» 14 1.3 Методы и приемы развития речи в курсе русского языка 19 Глава 2 Опытно-педагогическая работа по развитию дискурсивного мышления на уроках развития речи в 6 классе 27 2.1 Анализ рабочих программ по русскому языку 27 2.2 Анализ дидактического содержания учебного материала развитию речи в 6-м классе, направленного на развитие дискурсивного мышления 34 2.3 Сформированность дискурсивного мышления на уроках развития речи в 6 классе на этапе констатирующего эксперимента 42 2.4 Система упражнений, направленных на развитие дискурсивного мышления на уроках развития речи в 6 классе 50 2.5 Анализ результатов опытно-педагогической работы 69 Заключение 76 Библиографический список 79 Приложения 87 |
|
Отрывок: |
Введение Актуальность исследования. В наши дни, когда особую актуальность приобретает идея гуманистической направленности образования, что предполагает повышение роли ученика в учебном процессе, когда на первый план выдвигаются общечеловеческие ценности, ценности мировой культуры, трудно переоценить роль предметов гуманитарного цикла среди других общеобразовательных предметов. В этой системе особую роль призваны играть уроки развития речи. Речь выполняет важную роль в психическом, и, соответственно, в умственном развитии школьников, позволяет им более осознанно в познавательном плане воспринимать окружающий мир. Также речь играет значительную роль в развитии познавательных функций школьников, их способности к дискурсивному мышлению. Полноценное речевое общение – это необходимое условие существования нормальных социальных человеческих контактов и связей, и всегда способствует расширению кругозора учащегося шестых классов. Речь – это одна из сложных высших психических функций человека. Знание слова, обозначающего понятие, помогает человеку оперировать этим понятием, то есть мыслить. Дискурсивное мышление начинает формироваться в старшем дошкольном возрасте, активно формируется в школе и развивается, совершенствуется в течение всей жизни человека. Овладение языком, запасом слов и грамматических форм создает предпосылки для развития дискурсивного мышления. У учащихся шестого класса продолжают развиваться и усложняться связи мышления и речи. Обобщающая функция речи продолжает формироваться, в процессе ее реализации речь используется как инструмент мышления. Психологический механизм этого явления заключается в закреплении в слове результата познавательной деятельности, фиксирование его в сознании детей. Обобщающая функция речи воспроизводит прошлый опыт, рассуждает, сопоставляет факты, делает выводы, открывает в предмете скрытые связи и закономерности. Словесные рассуждения школьников обусловливают способ решения задач. Включение обобщающей функции речи в познавательную деятельность помогает обеспечить гармонизацию всех познавательных процессов: оно перестраивает чувственное познание, изменяет взаимосвязь мышления и действия, закрепляет оценки, суждения, что помогает развитию высших форм интеллектуальной деятельности. Сказанное определяет актуальность темы исследования. Цель исследования – изучить методику развития дискурсивного мышления на уроках развития речи в 6 классе. Задачи: 1. Раскрыть теоретико-методологические аспекты проблемы развития дискурсивного мышления на уроках развития речи в 6 классе. 2. Организовать и провести опытно-педагогическую работу по развитию дискурсивного мышления на уроках развития речи в 6 классе. 3. Разработать практические рекомендации для учителей русского языка по результатам анализа опытно-педагогической работы. Объект исследования – процесс развития дискурсивного мышления на уроках развития речи в 6 классе. Предмет исследования – педагогические условия развития дискурсивного мышления на уроках развития речи в 6 классе. Гипотеза: дискурсивное мышление у шестиклассников на уроках развития речи можно развить посредством применения специально подобранных упражнений. Методы. В ходе исследования использовались методы, которые определялись в соответствии с целью и задачами работы. Теоретические: изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования. Эмпирические: наблюдение за шестиклассниками, тестирование, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный этапы).[...] Глава 1 Теоретико-методологические аспекты проблемы развития дискурсивного мышления на уроках развития речи в курсе русского языка 1.1 Сущность понятия «дискурсивное мышление» Развитие науки о языке в настоящее время проходит на фоне дискурсивного переворота, который затрагивает большинство гуманитарных наук. Строение текстов (дискурсов) позволяет судить об индивидуальных особенностях языковой личности (человека в его способности производить речевые поступки), об уровне ее коммуникативной компетенции, о скрытых процессах ее вербального мышления и т.д. Иными словами, структура дискурса является отражением (и выражением) особенностей языковой личности. Для того, что проанализировать сущность понятия «дискурсивное мышление», необходимо дать трактовку понятия «мышление». Обратимся к понятию мышление. Мышление, по Н.Г. Яковлевой, – это психологический процесс познания, связанный с открытием субъективно нового знания, с решением задач, с творческим преобразованием действительности [70, с. 102]. Становление мышления происходит в две стадии: допонятийная и понятийная (Л.С. Выготский [24] и др.). По мнению Л.С. Выготского, на первой стадии формируются свойства, которые позволяют преодолеть ряд пространственных и временных ограничений. Изначально логика не врожденна и развивается в процессе оперирования предметами [24, с. 245]. Как отмечает Л.М. Веккер, понятийное мышление развивается постепенно, а не сразу, и проходит в своем развитии несколько этапов [21, с. 54]. Ряд ученых (И.Н. Горелов [27], К.Ф. Седов [27] и др.) выделяют такой вид мышления, как дискурсивное, базирующегося на дидактических принципах коммуникативного подхода к процессу обучения. Раскроем его. По мнению И.Н. Горелова, К.Ф. Седова, дискурсивное мышление представлено множеством направлений и персоналий. Несмотря на различия в подходах го представителей, все они, тем не менее, исходят из некоторых [...] | |
Скачать эти материалы |
Тема: | Антропогенное воздействие на атмосферу и его влияние на изменение геосфер Земли | Подробнее |
Тип: | Курсовая | |
Вуз: | КГТУ | |
Просмотры: | 2113 | |
Выложена: | 29 июня 2015г. |
Тема: | Основные причины и условия насильственной преступности в современной России (1 глава) | Подробнее |
Тип: | Курсовая | |
Вуз: | АГУ | |
Просмотры: | 89 | |
Выложена: | 31 июля 2018г. |
Тема: | Вариант 6 | Подробнее |
Тип: | Контрольная | |
Вуз: | ААЭП | |
Просмотры: | 1758 | |
Выложена: | 02 июля 2014г. |
Тема: | Химия задачи 9,18,25, 36, 49, 57, 69, 72, 85 | Подробнее |
Тип: | Контрольная | |
Вуз: | СибУПК | |
Просмотры: | 2407 | |
Выложена: | 07 июня 2012г. |
Тема: | Аудит и публичность бухгалтерской отчетности | Подробнее |
Тип: | Реферат | |
Вуз: | АлтГТУ | |
Просмотры: | 72 | |
Выложена: | 24 июля 2018г. |
Тема: | Тема 5 | Подробнее |
Тип: | Контрольная | |
Вуз: | СЮИ ФСИН | |
Просмотры: | 72 | |
Выложена: | 27 июня 2019г. |
Прекрасный курс, очень прокачал ребе...