Выберите Ваш город X

Современный праздник - соотношение народного и массового (на примере Масленицы и праздника Ивана Купалы)

Скачать Гарантия
Код работы: 16791
Дисциплина: История искусств
Тип: Курсовая
Вуз:АлтГПА - посмотреть другие работы и дисциплины по этому вузу
   
Цена: 390 руб.
Просмотров: 2199
Выложена: 06 июля 2015г.
   
Содержание: Содержание

Введение 3
Глава I. Теоретические основания изучения праздника как феномена культуры 6
1.1. Определение понятия «праздник»: основные подходы к решению проблемы 6
1.2. Народное и массовое как компоненты праздника 8
1.3. Место праздников в современной культурной парадигме 13
Глава II. Соотношение народного и массового компонентов на примере масленицы и праздника Ивана Купалы 18
2.1. История праздников 18
2.2. Анализ народного компонента праздников 23
2.3. Анализ массового компонента праздников 30
Заключение 34
Список использованных источников 36
Список использованных источников 36
   
Отрывок: Введение

На современном этапе развития России, характеризующемся последствиями смены общественно-политической парадигмы, интенсификацией миграционных потоков, дополняемых этнокультурной спецификой российского общества, актуализируется проблема поиска эффективных инструментов государственного управления, консолидации социума. В качестве одного из таких инструментов можно рассматривать праздники как особое общественное явление, феномен определенной культуры , фактор социализации личности, символический элемент организации коммуникативного пространства, выступающие интегративным ресурсом, «орудием воздействия на формирование идеологии масс и средством манипулирования общественным мнением и сознанием», необходимым условием социальной и политической стабильности; обладающие «креативным потенциалом» .
Являясь частью общей культуры социума, праздники содержат в себе определённый воспитательный потенциал, способствуя «трансформации мышления и воображения, росту интракультурной компетентности личности» . Они обеспечивают закрепление в эмоционально-образной форме теоретических знаний гражданско-патриотического, исторического, правового характера, полученных в рамках других социальных институтов (например, семьи, образовательных учреждений, СМИ). Праздничные мероприятия призваны поддерживать историческую память, общепринятые представления о прошлом, исторических корнях и в этом смысле являются «одной из главных несущих конструкций коллективной идентичности» ; призваны «укрепить в сознании населения идею легитимности власти и уверенности в том, что она справится с задачами государственной политики» .
Выступая средством воспитания, праздники обладают особыми механизмами воздействия на массовое сознание. Среди них – зрелищность, образность, эстетичность, опосредованное воздействие через эмоциональную сферу. В отличие, например, от системы образования, преследующей цель научения, формирования определённых практических навыков, праздники связаны, прежде всего, с позитивным эмоциональным наполнением, восприятием, ориентированы на иррациональную сферу.
При всей важности эмоционально-зрелищной стороны праздника особое значение имеют идеологическая и содержательная (когнитивная) составляющие. Таким образом, его структура может быть интерпретирована как многослойная, представленная когнитивным (идейным), эмоционально-психологическим и организационно-техническим компонентами. Правомерным в этой связи представляется вывод большинства исследователей (Т.П. Ванченко, М.В. Литвинова, Г. Г. Карповой и др.) о «многопластовости» структуры анализируемого феномена как в плане возникновения, так и в плане реализации. О многосложности рассматриваемого явления свидетельствует также сосуществование в его основе традиционных и инновационных элементов, форм, идей, обусловленных динамичностью последнего.
Несмотря на «значительную культурную мутацию праздника» (по Г.Г. Карповой) на современном этапе развития общества, внутриструктурные изменения, праздничные мероприятия продолжают нести на себе традиционные функции – идеологическую, социально-интегративную, коммуникативную, компенсаторную, эстетическую, трансляции социального опыта, воспроизводства укоренившихся в культуре смыслов, ведущими из которых в разные исторические времена оставались идейная и консолидирующая.
Обозначенные исследования послужили теоретическим фундаментом при постановке проблемы и задач исследования. В качестве «рабочего» предлагается следующее определение праздника: это особый вид игровой деятельности человека (характеризующийся цикличностью, привязанностью к определенным временным отрезкам и собственной темпоральностью), посредством которого он выражает свое эмоционально-эстетическое отношение к наиболее значимым общественным и экзистенциальным смыслам и ценностям, творчески объективируя это отношение в символических атрибутах и формах поведения.
Объект исследования – праздник Масленицы как феномен культуры. Предмет исследования – народный и массовый компоненты праздника как феномена культуры. Целью работы является определение народного (фольклорного) и массового начал праздника как феномена культуры.
Достижение поставленной цели предполагает решение ряда следующих задач:
1) дать рабочее определение понятию «праздник»;
2) описать народный и массовый компоненты современных праздников;
3) охарактеризовать меру целостности праздника как феномена культуры;
4) рассмотреть историю праздников Масленицы и Иван Купала;
5) вывить народное и массовое начала на примере праздника Масленицы и Иван Купала.
Методологическую базу исследования составили культурно-исторический методы исследования, методы анализа и интерпретации.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.


Скачать эти материалы

 
Не нашли подходящих материалов? Обратитесь к нам – наши тьюторы Вам помогут. Отправьте заявку прямо сейчас.
 
Вернуться к рубрикатору дисциплин »
 

Отзывы клиентов о качествеуслуг наших тьюторов

10 января 2024г.
Андрей
4.9
25 мая 2023г.
Финк Анна Анатольевна
4.9

Возможно Вас также заинтересуют другие материалы:

Тема: Отчет по преддипломной практике Подробнее
Тип: Отчет по практике
Вуз: АГУ
Просмотры: 46
Выложена: 23 августа 2018г.
Тема: Спрос на товары и услуги Подробнее
Тип: Курсовая
Вуз: АлтГТУ
Просмотры: 1701
Выложена: 29 июня 2015г.
Тема: Стратегический менеджмент в малом бизнесе Подробнее
Тип: Курсовая
Вуз: ОмГУ им. Ф.М. Достоевского
Просмотры: 96
Выложена: 27 августа 2018г.
Тема: Финансирование бюджетных учреждений Подробнее
Тип: Дипломная
Вуз: иной
Просмотры: 2140
Выложена: 13 августа 2015г.
Тема: Психологические особенности подростков, страдающих расстройством личности, склонных к самоповреждающему поведению Подробнее
Тип: Дипломная
Вуз: АГУ
Просмотры: 1770
Выложена: 23 августа 2017г.
Тема: Вопросы 11, 35, 41, 60 Подробнее
Тип: Контрольная
Вуз: АГАУ
Просмотры: 2354
Выложена: 27 июня 2015г.

Поиск других материалов, подготовленных тьюторами «ИнПро»® для студенческих работ


Не смогли найти нужный материал? Вы можете отправить заявку или обратиться к услугам тьюторов
 
Вы также можете: Вернуться к рубрикатору дисциплин »
 
 

Запомнить сайт

Обязательное поле
Обязательное поле
Обязательное поле
До окончания скидки Скидка 10%
Подать заявку бесплатно