Психологические особенности подростков, страдающих расстройством личности, склонных к самоповреждающему поведению |
Скачать Гарантия | |
Код работы: | 26922 | |
Дисциплина: | Клиническая психология | |
Тип: | Дипломная | |
Вуз: | АГУ - посмотреть другие работы и дисциплины по этому вузу | |
Цена: | 590 руб. | |
Просмотров: | 1770 | |
Выложена: | 23 августа 2017г. | |
Содержание: |
Содержание Введение 3 Глава 1 Теоретические аспекты изучения самоповреждающего поведения в контексте склонности расстройствам личности 7 1.1 Понятие «самоповреждающее поведение» в психологической литературе 7 1.2 Самоповреждающее поведение при расстройствах личности. 17 1.3 Модели коррекции и профилактики самоповреждающего поведения 23 Глава 2 Эмпирическое исследование самоповреждающего поведения в контексте склонности расстройствам личности 32 2.1 Программа исследования 32 Список использованных источников 36 |
|
Отрывок: |
Феноменологическую близость суицидального и самоповреждающего поведения отмечают многие специалисты (Н.А. Польская, О.А. Сагалакова, И.Я. Стоянова и др.). Самоповреждающее поведение часто связывают с действиями, направленными на повреждение собственного тела, но без суицидальных намерений. Помимо этого выделяют и другую специфику самоповреждающего поведения, выходящую далеко за рамки клиники и психопатологии, и определяющую сложный круг психологических проблем, отражающих онтогенетические особенности, культурное значение, социальную селекцию санкционированных способов и форм самоповреждения (И.А. Милюкова и др.). Для современных исследователей самоповреждающее поведение представляет собой группу феноменов поведения, как клинического, так и доклинического уровней, указывающих на вероятностный суицидальный риск и психологические проблемы, связанные с эмоциональной регуляцией и пониманием эмоций, Я-концепцией, тревожностью, враждебностью и нейротизмом. Современного человека крайне трудно отделить от его непосредственного окружения – родных, близких, друзей, социального окружения и трудового коллектива, и в целом от общества. Самоповреждающее поведение представляет собой результат динамического и комплексного взаимодействия биологических, психологических и социокультурных факторов. Удельный вес факторов может изменяться при различных видах самоповреждающего поведения, например, повреждения собственного тела в рамках религиозных и субкультурных практик детерминированы в значительной степени социальными предпосылками, однако, с течением времени, вклад психологических факторов может увеличиваться, закрепляя определённый паттерн поведения как привычку, в некоторых случаях, превращая её в зависимость, что приводит к усилению и биологической компоненты в поведении. В связи с этим возникает необходимость кросспарадигмального изучения данного феномена. Объект исследования – самоповреждающее поведение. Предмет исследования — самоповреждающее поведение в контексте склонности расстройствам личности. Цель исследования – изучить самоповреждающее поведение в контексте склонности расстройств личности. Задачи: 1. Раскрыть сущность понятия «самоповреждающее поведение» в психологической литературе 2. Выявить самоповреждающее поведение при расстройствах личности. 3. Определить основные модели коррекции и профилактики самоповреждающего поведения. 4. Разработать программу эмпирического исследования по определению самоповреждающего поведения в контексте склонности расстройствам личности. 5. Проанализировать результаты эмпирического исследования по определению самоповреждающего поведения в контексте склонности расстройствам личности. 6. Составить программу коррекции. Гипотезы: 1. Для молодых людей, склонных к самоповреждающему поведению, это своеобразная защитная копинг-стратегия. 2. Причиной самоповреждающего поведения у молодых людей является пограничное личностное расстройство. 3. У молодых людей, склонных к самоповреждающему поведению, наиболее выражены проявления нарушений привязанности. 4. У молодых людей, склонных к самоповреждающему поведению, диагностируются пограничные личностные расстройства. 5. Молодые, склонные к самоповреждающему поведению, имеют социальное тревожное расстройство. Теоретико-методологические основания исследования: концепция Копинг-стратегии совладающего поведения (Л. Лазарус); концепция причин самоповреждающего поведения (Н.А. Польская); концепция ранних неадаптивных схем при расстройствах личности (Дж. Янг); пограничные личнотсные расстройства при социальной тревоги и социофобии (О.А.Сагалакова, Д.В.Труевцев).[...] Глава 1 Теоретические аспекты изучения самоповреждающего поведения в контексте склонности расстройствам личности 1.1 Понятие «самоповреждающее поведение» в психологической литературе Самоповреждающее поведение традиционно определяется как повреждение тканей собственного тела без суицидальных намерений. По мнению Н.А. Польской, в клинической практике самоповреждение рассматривается как симптом различных патологических состояний и расстройств психики и поведения [27, с. 93]. Самоповреждающее поведение присутствует в клинической картине генетических синдромов с сопутствующими нарушениями психического развития, наблюдается при аутизме, шизофрении, расстройствах пищевого поведения. Наиболее часто данное поведение отмечается у пациентов с пограничными психическими расстройствами, у которых оно может носить как эпизодический, так и регулярный характер. Более того, склонность к самоповреждению наблюдается при нормативном развитии, особенно в подростковом возрасте, а также на начальных этапах онтогенеза. Исследуя историю изучения психических детерминантов самоповреждающего поведения, Н.А. Польская указывает, что, несмотря на длительную историю клинических исследований данной темы (примерно с 1930-х гг. прошлого века), изучение феномена самоповреждающего поведения в неклинической популяции началось относительно недавно, что привело к усилению интереса к причинам данного поведения, а также к отрыву от суицидологического контекста, в котором ранее рассматривалось самоповреждающее поведение. В последней классификации психических болезней Американской психиатрической ассоциации DSM-5 несуицидальное самоповреждающее поведение проблематизируется как тема, требующая дальнейших наблюдений, систематизации и изучения (DSM-5) [28, с. 140]. По мнению Е.В. Змановской, умышленное нанесение себе травм или самоотравление (self-harm behavior – намеренное и осознанное причинение себе вреда, самоповреждающее поведение) становится распространенной формой парасуицидального поведения среди современной молодежи как в нашей стране, так и в зарубежных странах (и др.) [11, с. 102]. Самоповреждающее поведение представляет собой распространенное расстройство, связанное с контекстом нарушений в межличностном и социальном плане. Может быть связано с психическими расстройствами, но самое главное, такое поведение значительно повышает риск завершенного самоубийства в будущем. Отдельной проблемой, по мнению Н.А. Польской, выступает тот факт, что при обращении за помощью в медицинские учреждения пациенты с симптомами намеренного сапоповреждающего поведения (НСПП) сталкиваются с явным или неявным негативным и предвзятым отношением персонала по отношению к ним [28, с. 141]. Характерна отрицательная и наносящая вред лечению пациентов с НСПП установка, что они «занимают место «действительно» нуждающихся в помощи». Это связано с несформированностью у персонала понимания особенностей данного нарушения и потребностей таких пациентов. [...] | |
Скачать эти материалы |
Прекрасный курс, очень прокачал ребе...
Возможно Вас также заинтересуют другие материалы:
Поиск других материалов, подготовленных тьюторами «ИнПро»® для студенческих работ
Не смогли найти нужный материал? Вы можете отправить заявку или обратиться к услугам тьюторов
Вы также можете: Вернуться к рубрикатору дисциплин »