Роль педагога в современном образовании. Статья для преподавателей ВУЗов.
Роль педагога за последнее десятилетие свелась к ознакомлению обучающихся с основами наук: гуманитарных и естественных, технологических, т. е. преобладал однобокий прагматический подход, ориентированный на сложившуюся систему разделения квалифицированного труда, другими словами, шла подготовка педагогов для выполнения узкоспециализированных функций, и не уделялось достаточного внимания духовному и гражданскому становлению личности студента.
Разработка новых стандартов высшего профессионального образования дает возможность ознакомления педагогического студенчества с основами дисциплин естественно-научного цикла: математики, информатики и др. Целями этих нововведений являются обеспечение фундаментальности гуманитарного и социально-экономического образования, преодоления определенной обособленности от естественно-научной и технико-технологической составляющих человеческой культуры.
Желаемый результат этого универсального подхода – подготовка хороших специалистов способных целостно воспринимать и анализировать сложные проблемы общества, а значит и способных к поиску новых нестандартных решений насущных проблем. Главным действующим лицом изменений в системе образования выступает учитель как субъект педагогического процесса.
Проблема подготовки преподавателей продиктована современным состоянием теории и практики образования. На первый план выходит исследовательская педагогическая деятельность, основанная на умении анализировать эффективные новые научные системы и обучающие технологии, адаптировать имеющийся уже эффективный педагогический опыт.
Исследовательская деятельность – деятельность, которая дает возможность осмотреть какой-либо процесс, предмет для выяснения причин, свойств, закономерностей, изучения взаимосвязей. Образованность и профессиональная компетентность педагога сегодня - это не только владение основами профессиональных знаний, но и стремление к самосовершенствованию, саморазвитию творческих сил с целью полной самореализации в реальной педагогической деятельности.
К педагогу предъявляются новые требования, и он должен уметь решать новые задачи, такие как удовлетворение потребностей личности в получении культурологической и качественной профессиональной подготовки, в развитии и реализации творческих способностей, приобщения к научно-исследовательской деятельности.
Сейчас уже сложились социальные, теоретические и практические возможности для исследования стоящих проблем развития "нового" педагога, способного к проведению реформы и осуществлению эффективной преобразовательной деятельности.
Выпускник педагогического вуза должен уметь решать проблемы в соответствии со стандартом. Это предполагает, что помимо психолого-педагогической деятельности он должен обладать следующими навыками:
1) владения педагогическими технологиями, современными техническими средствами обучения;
2) умения осуществлять проектную работу вплоть до результата;
3) владения основными понятиями рыночной экономики, менеджмента, маркетинга, умения применять их при реализации собственной продукции и услуг;
4) умения пользоваться компьютерной техникой и другими средствами связи и информации, включая телекоммуникационные сети;
5) управления профессиональной группой или коллективом на основе знаний психологии и этики делового общения;
6) понимания тенденций и основных направлений развития НТП.
Успеха в формировании этих навыков можно добиться только при условии постоянного осмысления собственной деятельности с научных позиций. Это обстоятельство повышает значение всех форм обращения студентов к самостоятельному углубленному изучению достояния педагогической, гуманитарной, естественно-научной и технико-технологической науки и к участию в научно-исследовательской работе, подготовке рефератов, докладов, курсовых и дипломных (выпускных) работ. Учится исследовать- это часть профессиональной подготовки учителей.
В процессе такой подготовки студенты учатся решать как стоящие практические задачи, так и исследовательские: видеть проблему и соотносить с ней фактический материал, выдвигать гипотезу и осуществить мысленный эксперимент, анализировать ход поиска решения задач.
Начиная с 3 курса в ходе изучения дисциплин экономического и предпринимательского цикла студенты факультета знакомятся с основами проведения исследований по экономическим проблемам, которые заключаются в главных вопросах экономики: «что продавать?», «для кого разрабатывать производимый и продаваемый продукт?» и «как с какими затратами производить и продавать продукт?».
Созданная студенческим научным объединением проблемная группа по направлению «Особенности проведения исследований в предпринимательской среде образовательных учреждений» пытается решить такие вопросы и проблемы как:
• изучение состояния потребности в педагогических кадрах;
• нереализованные потребности в образовательных услугах студентов института;
• повышение конкурентоспособности выпускников педагогического вуза на рынке труда;
• выявление желаний выпускников средних общеобразовательных учреждений направления получения образования в учреждениях ССО и ВПО;
• выявление связи уровня получаемой подготовки выпускников в школах с их желанием и выбором учебного заведения;
• выявление потребности в образовательных услугах для подготовки к поступлению и дальнейшему обучению выпускников общеобразовательных школ.
В ходе поиска решения этих проблем студенты обращаются в органы управления школ, городские и районные комитеты по образованию, проводят наблюдения и беседы с респондентами, которыми выступают школьники старших классов, студенты педагогического вуза: не только факультета технологии и предпринимательства, на котором обучаются, но и других факультетов.
Как и любая исследовательская деятельность начинается с малого, с первого шага, в ходе которого студенты определяют направление проблемной области, проводят маркетинговое мини-исследование для конкретизации проблемы. Обобщая результаты своих предварительных исследований, они выступают с докладами на студенческих научных конференциях.
Следующим шагом в их научно-исследовательской деятельности становится расширение поля исследования той же самой проблемы для выявления возможности связей и взаимозависимостей с другими факторами и явлениями, такими как платность образовательных услуг, формы проведения и оказания образовательных услуг и как результат этой работы группой студентов разрабатывается вариант решения проблемы.
В ходе таких исследовательских работ у студентов меняется самооценка деятельности, они начинают критически относиться к процессу оказания образовательных услуг, в том числе и их платности. Не все проблемы решаются быстро, для решения некоторых требуется не только желание педагогов но и кардинальные преобразования в структуре организации образовательного пространства территории Алтайского края так как участники образовательного пространства самые разнообразные. Рыночные отношения в образовании коснулись не только образовательных организаций, но и государство, в целом.
Ведь подготовка специалистов, финансируемая из государственного бюджета, является актом купли–продажи выпускника общеобразовательной школы – выпускника средне-специальных и высших профессиональных учебных учреждений.
Вот, например, некоторые проблемы, которые попытались решить студенты в ходе исследовательской деятельности по предпринимательским дисциплинам: «Из всего разнообразия дополнительных образовательных услуг будущие абитуриенты отдают предпочтение репетиторству. Так как репетиторство - это система оказания индивидуальных образовательных услуг. Образовательные учреждения могут составить серьёзную конкуренцию репетиторству. Больше того, в скором времени репетиторство может изжить себя.
Мы считаем, что школе есть, что противопоставить репетиторству. Прежде всего, стоит позаботится о росте качества образовательных услуг. Способствовать этому будет: 1. Организация дополнительного образования детей в общеобразовательных школах. 2. Организация муниципальной модели профильного обучения в общеобразовательных школах. 3. Организация подготовки специалистов-тестологов.
Но наиболее оптимальным вариантом будет создание «Центра дополнительных образовательных услуг», который будет размещен непосредственно в школе, где он будет функционировать. На дни выходных и школьных каникул этот центр будет выезжать в сельскую местность и функционировать на базе педагогического училища. В эти дни там смогут заниматься не только школьники посёлка, но и школьники из сёл и деревень района. Во все оставшиеся дни мы предлагаем каждой школе села организовать свой «Центр дополнительных образовательных услуг», где по будним дням будут работать преподаватели своей школы, а по каким–либо определённым дням преподаватели из посёлка (в том числе и преподаватели педагогического училища).
Ведущей задачей педагогического коллектива такого центра станет организация дополнительных занятий, которая позволит вчерашним школьникам поступить в выбранное ими учебное заведение и наименее болезненно приспособится. И это не только о только о вооружении учащихся предметными знаниями, но и о развитии умения учиться – культуры учебной деятельности. Занятия в таких центрах мы предлагаем организовать по направлениям обучения. Для каждого направления определить свой перечень предметов.
Важной частью работы станет проведение тестирования по итогам 2-3-х недельной подготовки. Это поможет ученикам быть хорошо подготовленными к ЕГЭ. Количество учеников в группе должно быть не более 10 человек, так преподаватель сможет приблизиться к индивидуальной подготовке каждого ученика. В таких центрах продолжительность занятий максимально должна быть приближена к продолжительности вузовских занятий, а темп и стиль ведения занятий быть подобным темпу и стилю ведения вузовских занятий. Что касается оплаты таких дополнительных образовательных услуг, то мы предлагаем почасовую оплату.
Тэги: